Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 калькулятор
Поиск
Друзья сайта
|
интерактивные формы обучения Проект предоставляет учителю
уникальные возможности
для использования
в работе новых информационных
технологий.
Интерактивные формы и средства обучения на уроках в начальной
школе
Как развивать индивидуальные способности
учащихся, как создать благоприятные условия для их всестороннего развития, для
воспитания творческой личности в рамках урока? Анализ содержания и структуры учебников УМК «Начальная школа XXI века»,
по которой мне посчастливилось работать, подтверждает, что формирование и
активное развитие всесторонне развитой личности - вполне решаемая задача, целью
которой является не механическое
овладение определенным набором знаний, а выработка умения работать в
любой образовательной ситуации. Но более плодотворной работа становится при использовании на уроке мультимедийной
установки. Уроки, и особенно уроки в начальной
школе, требуют использования рисунков,
моделей, конкретных предметов, устной инструкции и т.д. Технология презентации
все шире используется как средство предъявления учащимся учебного материала:
иллюстрации, фотографии, анимации вопросов, заданий, схем, таблиц и т.д. Использование мультимедийной презентации дает возможность оперативно действовать не
только цифрами, буквами, цветом, фигурами, но
и побуждает ребенка классифицировать, экспериментировать, творить, думать. Приведу лишь некоторые примеры. Графика содержит в себе немалый потенциал, который использую при
обучении детей чтению и письму, для повышения интереса к занятиям, для развития
умения делать выразительной свою письменную речь. Арсенал средств паралингвистической
графики достаточно широк: это особенности шрифта и набора, различие букв и слов
по цвету и по размерам, пространственное расположение знаков, использование
элементов иконографии. Вот где незаменимым становится компьютер! Материал учебников чтения дает богатые возможности и широкий простор
для развития у детей творческих способностей. И я стараюсь использовать эти
возможности в полной мере: мы отрабатываем пересказы разных видов с опорой на
схемы, модели, представленные в презентации; используем досочинение; проводим
аналитико–синтетическую работу, моделируем различного рода взаимоотношения. Большое
внимание уделяю словарной работе. Провожу работу по развитию творческого воображения:
самые распространенные задания при такой работе с текстами - предположи, домысли,
нарисуй словами,- позволяют «включить» воображение, которое является основой
для развития творческого познания. Педагогически оправданным является
использование кроссвордов, что оживляет опрос и активизирует работу учащихся.
Относительную трудность при
использовании кроссвордов представляет его вычерчивание. Решением данной
проблемы является использование мультимедийной презентации. По подсчетам психологов, дети усваивают 10% того, что слышат, 50 % того,
что видят и 90% того, что делают сами. Проблемное обучение, которое раскрывает сущность
последней цифры, приобретает все большую значимость. Использование исследовательских методов
требует от учителя усилий для подготовки к занятию и дополнительного времени на
уроке. Эффективность применения
мультимедийных презентаций при
создании проблемных ситуаций очевидна. Дети становятся активными участниками
процесса, у них появляется уверенность в собственных силах. Участие в поиске
требует от детей максимальной сосредоточенности, напряженной мыслительной
деятельности, умения правильно выражать свои мысли, активизирует познавательный
процесс, обеспечивает свободное владение аналитико-синтетическими действиями,
обучает логике в рассуждениях. Курс математики начальных
классов становится немыслимым в настоящее время без такого фундаментального
понятия, как модель. В качестве вспомогательных, использую в
работе схематизированные и знаковые модели. Схематизированные вещественные -
когда обеспечивается физическое действие с предметами и графические, такие как
рисунок, чертеж. Знаковыми графическими моделями мы
пользуемся при составлении и решении уравнений, неравенств. В работе уделяю внимание развитию
креативности. С этой целью использую различные задания для развития гибкости мышления.
Необходимо сказать и о
межпредметных связях. Появляется возможность производить анализ и синтез
изучаемых явлений. Ученики целенаправленно переносят знания одних уроков на
другие. Самооценка является важнейшим показателем развития личности.
Стараюсь систематически ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему
четкие критерии для оценки учебной
работы товарища и своей собственной.
Организовать такую работу можно с
использованием мультимедийных презентаций. Различного рода презентации дают возможность
проведения нетрадиционных уроков. Это уроки игры и путешествия; уроки исследования и поиска, на которых ребята работают с огромным
желанием. Я показала лишь малую долю тех возможностей, которые
предоставляет использование
мультимедийных презентаций для активизации познавательной интересов младших школьников. Анализируя опыт применения НИТ на уроках в начальной школе необходимо
отметить, что учащиеся проявляют
желание глубже разобраться в материале, понять изучаемые явления;
повышается активность детей на уроках. Применение
информационных технологий в работе с
младшими школьниками, ориентированное на поддержку традиционных курсов
обучения, не только не отвлекает детей от школьного предмета, но и создает
условия для повышения эффективности его изучения. Введение компьютерных
технологий предполагает развитие привычных методических приемов, совмещение
компьютера с книгой и традиционными наглядными пособиями, создание и внедрение
новых интегральных форм учебной работы. |
|