Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 калькулятор
Поиск
Друзья сайта
|
Развитие восприятия художественного произведения«Можно жить и быть счастливым, не овладев
математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно
искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежа, перед которым
закрыто окно в мир… Плохое чтение - забрызганное грязью окошко, через которое
ничего не видно»
В.А. Сухомлинский Чтение – это раздел практического курса родного языка.
Язык – универсальное средство хранения и передачи информации. Языком можно владеть
и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и
слышать в прямом значении этого слова. Мы «видим» и «слышим» язык только в
конкретных речевых высказываниях, в текстах (устных и письменных). А чтение –
это вид речевой деятельности, это усвоение путем правильного раскодирования
содержания и формы чьей-то «чужой» речи через предварительно созданный «кем-то»
текст. Задача школы – обеспечить каждому ученику умение
читать – вступать в осмысленное речевое общение с любым собеседником, через
написанный им текст, т.е. подготовить из ребенка читателя. И тут на первое
место выступает овладение механизмов чтения – одним из обязательных составных любого
сложного учебного навыка. Следовательно, чтение – главный общеучебный процесс. Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста,
особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных
внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно?
Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи,
грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить
главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Почему многие дети
неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными? Существует ряд причин, в том числе и социальных, -
общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т.д.
Однако главной причиной такого явления все-таки
следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы
целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Чтение обязательно предполагает общение с автором,
общение с самим собой, общение со слушателями при чтении вслух. Интерес
к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным
чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Условием овладения читательской деятельностью является
также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными
умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. В содержании обучения чтению одновременно должны
развиваться все его линии: усвоения форм, видов и способов чтения; формирования
понимания литературы как искусства слова; расширения круга чтения и слушания
детских книг; связи чтения со всеми видами речевой деятельности. Поэтому,
большое внимание уделяю организации не только обязательного , но и внеклассного
чтения. Дети читают с удовольствием, рассказывают друг-другу о прочитанных
книгах, пишут о них отзывы, рисуют иллюстрации, в классе работает уголок
чтения. Второй год в нашем классе самые высокие показатели в школе по
количеству прочитанных книг. Правильно организованный процесс чтения включает в
себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки
героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении,
участвуя в сотворчестве. Чтение требует определенных знаний, умений и навыков
для осуществления читательской деятельности и ,вместе с тем, развивает у читателя навыки трудовой и творческой
деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе
чтения заложены развивающие и воспитывающие функции, оно формирует отношение
ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы,
обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение. Читательская деятельность предполагает правильную
организацию восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого
текста. И от того, как этот процесс будет осуществлен – целенаправленно или спонтанно,
творчески или формально, пробудит ли он эмоции и активное отношение к
читаемому, зависит, каким станет читатель. Отработка навыков чтения во 2 классе остается одним из
главных направлений на уроках чтения. Второклассник в основном владеет чтением
вслух, более сложной формой чтения, так как это чтение для тех, кто слушает, а
не для того, кто читает. Поэтому следует вводить молчаливое чтение, чтобы
постепенно формировать навык «чтения про себя». Но следует помнить, что у
второклассников при переходе к молчаливому чтению страдает правильность чтения. Особенностью чтения второклассников является
отставание понимания от восприятия: понимание возникает не одновременно с
чтением, а следом за ним. Поэтому целесообразно на каждом уроке проводить упражнения по отработке навыков
чтения Можно выделить следующие упражнения:
на развитие речевого аппарата, на обогащение словаря, работа с
пословицами и поговорками, развитие целостного восприятия текста, на
развитие навыка правильного чтения, жужжащее чтение Качество всех параметров чтения вслух (сознательность,
правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно
ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышено не столько
путем многократного перечитывания (хотя это один из приемов обучения), сколько
за счет овладения способами действия, а также мотивации чтения и освоения круга
тех умений, совокупность которых дает качественный сдвиг в чтении. Чтобы научиться читать, нужно, прежде всего, научиться
слушать чужое чтение, воспринимать и понимать содержание читаемого текста
другими людьми; для смысловой переработки содержания важен пересказ, рассказ о
прочитанном, то есть устная речь. Наличие учебной хрестоматии для дополнительного
чтения во 2 классе способствует развитию устной речи учащихся,
так как в ней содержатся разнообразные произведения по жанру и тематике, что
дает возможность сравнивать их по авторской принадлежности, сюжету, героев и их
поступков. Появляется возможность у учителя использовать дополнительный
материал для организации дифференцированного обучения, так как дополнительный
материал- это не только текст произведения, но и упражнения и задания в
тетради, которые учащиеся могут выполнять как под руководством учителя, так и
самостоятельно. Эта работа обеспечивает максимально возможную в школе
самореализацию личности, позволяющую ей развиваться на уровне творчества,
обеспечивает становление и личностное развитие учащихся. Этому же способствует осуществление контроля и оценки
знаний, умений и навыков, учащихся по предмету, определение уровня сформированности
их учебно-познавательной и читательской деятельности. При этом прослеживается
непрерывность и системность развивающего
обучения. На основе обобщения
результатов, полученных при проведении контрольных и проверочных работ,
формируется мониторинг личностных достижений учащихся, определяется
индивидуальная траектория его развития,
проводится необходимая коррекционная работа. Данная деятельность позволяет сопровождать
ученика в зоне его ближайшего развития, создает основу для его самостоятельности
в индивидуальном развитии. Учет личностных достижений учащихся позволяет
учителю увидеть особенности его развития и тенденции, характерные для класса в
целом. Формирование учебной самостоятельности младшего
школьника невозможно без сформированности у него навыков учебной деятельности,
важным и непременным условием которой
является не только контроль, но и
оценка. Человек оценивает свои особенности по отношению к определенному
предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть по существу
определение человеком своих возможностей реального включения в тот или иной вид
деятельности - общение, игру, учение, труд. Необходимо ставить ученика в
позицию учителя, формировать в детском самосознании объективные критерии оценки.
Для обучения своих учеников приемам самооценивания и взаимооценивания использую тематические оценочные листы. В
них фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде условных знаков:
В -
тема усвоена полностью, знания осознанные, прочные; С -
тема в целом усвоена; Н -
тема усвоена не до конца; П -
тема не усвоена.
Уровень обученности в оценочных листах фиксируется как
учителем, так и самими учащимися, что позволяет отслеживать уровень
самооценки. Осуществляемый учителем контроль, как уже отмечалось,
важный этап процесса выработки у самих учащихся действий и операций
самоконтроля и самооценки. Но его значение не ограничивается этим. В руках
учителя он также является важным средством формирования мотивации учения, эффективности
всей учебной деятельности и, следовательно, средством формирования личности
учащихся. Однако он требует и особого педагогического такта. Именно об этой
стороне работы учителя прекрасно сказал В.А. Сухомлинский:
«Желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей… Этот огонек легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу – резким словом, вызывающим обиду или же равнодушие. Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперед, поднимаясь по крутой тропинке познания… Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды гаснет… ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя или хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей» |
|