Произведения С. Баруздина о детях.
«Стихи о человеке и его словах».
«Как Алешке учиться надоело».
Учебные задачи:
-учить работать с текстом;
-развивать интерес к
чтению;
-обеспечивать правильную
организацию восприятия;
-развивать умение
сравнивать произведения по жанру;
-развивать учебные и
читательские умения;
-формировать нравственные
понятия «лень»-«труд»;
Ход урока: Жужжащее чтение
1. Проверка домашнего задания:
-выразительное
чтение стихотворения «Катя».
-слушание
рассказов о Кате.
- Катя была ленивая девочка: она не помогала работать в саду, гуляла
в то время, когда все трудились, сидела на скамейке, ждала урожая, не понимая
того, что его нужно вырастить. Я не хочу быть похожей на эту девочку.
проверка выполнения заданий в тетрадях.
2.Работа над новым материалом:
А) Организация класса:
-Ребята,
мы с вами продолжим знакомство с произведениями о детях и для детей. И сегодня
предстоит встреча с творчеством С.А. Баруздина.
Известный писатель Сергей Алексеевич
Баруздин посвятил свое творчество детям. В центре его внимания – жизнь детей,
их отношения со взрослыми и сверстниками, серьезные и забавные истории, которые
с ними приключились. Многие рассказы Баруздина повествуют о военном времени.
Рассказывая детям о событиях ВОВ, писатель воспитывает интерес к родной стране
и ее прошлому. Очень интересные произведения Баруздина «Про Светлану», «Сказка
о трамвае», «Рави и Шаши», «Как Алешка рисовал», и др. Эти книги вы можете
найти в нашей школьной библиотеке. А сегодня на уроке мы прочтем два его произведения,
и сравним их по жанру и теме.
Б) первичное чтение и восприятие текста:
Знакомство
со стихотворением С. Баруздина «Стихи о человеке и его делах»
Чтение стихотворения учителем:
-Какие
бывают слова?
-Слова бывают упрямые, твердые, мягкие, разные.
-Какие
слова вам понравились?
-Мне понравились слова мягкие. Я думаю, что это ласковые, добрые
слова- мама, радость, тепло ,солнце.
-Мне нравятся слова смелые. Я
хочу быть военным, и мне пригодятся эти
слова - вперед, за Родину, защитник.
В) Аналитическое чтение:
Подготовительная работа: упражнение на
развитие четкости произношения слов:
Разные непременно
всякие не поймаешь
упрямые суровые
Человек
без дела - человек без слова.
-Знакомы
ли вам эти слова?
-Да, эти слова нам
встречались в стихотворении.
-Найдите
эти слова в тексте. Прочитайте повторно стихотворение .
Отметить
карандашом данные слова в тексте.
-Прочитайте
задание 2 к тексту.
-Я считаю, что пословица «Дерево смотри в плодах, а человека - в
делах» подходит к этому стихотворению, потому, что можно много говорить, но
ничего не делать, а судить о тебе будут по тому, как ты работаешь, учишься,
помогаешь старшим.
Дифференцированная работа.
1 группа (
хорошо читающие дети) |
2 группа (
слабочитающие дети) |
Самостоятельная работа. Выполнить задание 2 в
тетради Запиши разные
слова. ( По группам) |
Работа с учителем: упражнения на гибкость и
скорость чтения: 1) Прочитать предложение по стрелке: слова → бывают → разные → слова → бывают → всякие → слова → бывают → ясные → твердые →
и → → мягкие. 2) Прочитать предложение по номерам слов: Слова (1), стоит (9),
упрямые (4), каждым (11), суровые (5),
непременно (7), бывают (2), дело (8),
за (10), но (6),
смелые (3), словом (12). (слова записаны не по порядку). |
Работа с учителем. Проверка выполнения работы: Нежные - милая,
мамочка, любимая, ласковая Твердые -
выучить, сделать, необходимо Упрямые - хочу,
буду, дай
|
Самостоятельная работа. Чтение стихотворения молча,
без речедвижения, только глазами. |
Это
стихотворение вы выучите дома наизусть, а после физминутки мы познакомимся еще
с одним произведением этого же автора.
Физминутка.
Мы пилили доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры, легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Раз- два, раз-два, будут на дрова.
Г) Работа с произведением «Как Алешке учиться надоело».
Чтение 1 части произведения
по абзацам хорошо читающими учениками.
-О
ком этот рассказ?
-Этот рассказ о мальчике Алешке.
-В
каком классе учился Алешка?
-Мальчик учился в первом классе.
-Почему
Алешка ушел из школы?
-Алешка ушел из школы потому, что ему надоело учиться, он решил, что
уже все умеет.
Давайте
еще раз прочтем эту часть рассказа,
выделим нужные эпизоды, подготовимся к пересказу.
( чтение текста «цепочкой» по абзацам)
-Как
можно озаглавить эту часть рассказа?
-я считаю, что эту часть рассказа можно озаглавить «Надоело
учиться».
-Сколько
лет исполнилось Алешке?
-Мальчику исполнилось семь лет.
-Зачем
мальчик пошел в школу?
-Алешка пошел в школу, чтобы
научиться читать и писать.
-Как
учился Алешка?
-Алешка учился хорошо, он и книжку мог прочесть, и слова написать,
и числа сложить.
Попробуйте
пересказать эту часть рассказа от имени Алешки.
Дети пересказывают текст от имени
мальчика.
-Как
вы думаете. Что сделает Алешка, когда придет домой?
( дети высказывают свои предположения)
-О
том, что произошло на самом деле с Алешкой,
мы узнаем с вами на следующем уроке.
Итог урока:
-С произведениями какого
автора мы сегодня познакомились?
-Мы работали с произведениями Сергея Баруздина.
-Сравните
жанры этих произведений.
-Жанры произведений разные: стихотворение и рассказ.
![]() |
|||||
![]() |
![]() |
||||
Рассказ
Рассказ
Домашнее задание.
Выучить
стихотворение «Стихи о человеке и его словах» наизусть.
Выполнить
задания №4 ,3 в тетради на стр. 17.