Среда, 17.04.2024, 02:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

ГОДУНОВА АННА ЮРЬЕВНА

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
сайт является участником конкурса «Современные технологии на службе природы» форума «Зелёная планета 2013»
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
калькулятор
Поиск
Форма входа

Развитие восприятия художественного произведения

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежа, перед которым закрыто окно в мир… Плохое чтение - забрызганное грязью окошко, через которое ничего не видно»

 

                                                                                          В.А. Сухомлинский

 

Чтение – это раздел практического курса родного языка. Язык – универсальное средство хранения и передачи информации. Языком можно владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова. Мы «видим» и «слышим» язык только в конкретных речевых высказываниях, в текстах (устных и письменных). А чтение – это вид речевой деятельности, это усвоение путем правильного раскодирования содержания и формы чьей-то «чужой» речи через предварительно созданный «кем-то» текст.

Задача школы – обеспечить каждому ученику умение читать – вступать в осмысленное речевое общение с любым собеседником, через написанный им текст, т.е. подготовить из ребенка читателя. И тут на первое место выступает овладение механизмов чтения – одним из обязательных составных любого сложного учебного навыка. Следовательно, чтение – главный общеучебный процесс.

Почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Существует ряд причин, в том числе и социальных, - общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т.д.

Однако главной причиной такого явления все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Чтение обязательно предполагает общение с автором, общение с самим собой, общение со слушателями при чтении вслух.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

В содержании обучения чтению одновременно должны развиваться все его линии: усвоения форм, видов и способов чтения; формирования понимания литературы как искусства слова; расширения круга чтения и слушания детских книг; связи чтения со всеми видами речевой деятельности. Поэтому, большое внимание уделяю организации не только обязательного , но и внеклассного чтения. Дети читают с удовольствием, рассказывают друг-другу о прочитанных книгах, пишут о них отзывы, рисуют иллюстрации, в классе работает уголок чтения. Второй год в нашем классе самые высокие показатели в школе по количеству прочитанных книг.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и ,вместе с тем,  развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции, оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. И от того, как этот процесс будет осуществлен – целенаправленно или спонтанно, творчески или формально, пробудит ли он эмоции и активное отношение к читаемому, зависит, каким станет читатель.

Отработка навыков чтения во 2 классе остается одним из главных направлений на уроках чтения. Второклассник в основном владеет чтением вслух, более сложной формой чтения, так как это чтение для тех, кто слушает, а не для того, кто читает. Поэтому следует вводить молчаливое чтение, чтобы постепенно формировать навык «чтения про себя». Но следует помнить, что у второклассников при переходе к молчаливому чтению страдает правильность чтения.

Особенностью чтения второклассников является отставание понимания от восприятия: понимание возникает не одновременно с чтением, а следом за ним. Поэтому целесообразно на каждом уроке  проводить упражнения по отработке навыков чтения Можно выделить следующие упражнения:  на развитие речевого аппарата, на обогащение словаря, работа с пословицами и поговорками, развитие целостного восприятия текста, на развитие  навыка правильного  чтения, жужжащее чтение

Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышено не столько путем многократного перечитывания (хотя это один из приемов обучения), сколько за счет овладения способами действия, а также мотивации чтения и освоения круга тех умений, совокупность которых дает качественный сдвиг в чтении.

Чтобы научиться читать, нужно, прежде всего, научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать содержание читаемого текста другими людьми; для смысловой переработки содержания важен пересказ, рассказ о прочитанном, то есть устная речь. Наличие учебной хрестоматии для дополнительного чтения  во 2 классе  способствует развитию устной речи учащихся, так как в ней содержатся разнообразные произведения по жанру и тематике, что дает возможность сравнивать их по авторской принадлежности, сюжету, героев и их поступков. Появляется возможность у учителя использовать дополнительный материал для организации дифференцированного обучения, так как дополнительный материал- это не только текст произведения, но и упражнения и задания в тетради, которые учащиеся могут выполнять как под руководством учителя, так и самостоятельно. Эта работа обеспечивает максимально возможную в школе самореализацию личности, позволяющую ей развиваться на уровне творчества, обеспечивает становление и личностное развитие учащихся.

Этому же способствует осуществление контроля и оценки знаний, умений и навыков, учащихся по предмету, определение уровня сформированности их учебно-познавательной и читательской деятельности. При этом прослеживается непрерывность и системность развивающего  обучения. На основе  обобщения результатов, полученных при проведении контрольных и проверочных работ, формируется мониторинг личностных достижений учащихся, определяется индивидуальная траектория  его развития, проводится необходимая коррекционная работа. Данная деятельность позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития, создает основу для его самостоятельности в индивидуальном развитии. Учет личностных достижений учащихся позволяет учителю увидеть особенности его развития и тенденции, характерные для класса в целом.

Формирование учебной самостоятельности младшего школьника невозможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, важным и непременным  условием которой является не только  контроль, но и оценка. Человек оценивает свои особенности по отношению к определенному предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть по существу определение человеком своих возможностей реального включения в тот или иной вид деятельности - общение, игру, учение, труд. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, формировать в детском самосознании объективные критерии оценки. Для обучения своих учеников приемам самооценивания и взаимооценивания   использую тематические оценочные листы. В них фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде  условных знаков:

 

В - тема усвоена полностью, знания осознанные, прочные;

С - тема в целом усвоена;

Н - тема усвоена не до конца;

П - тема не усвоена.

 

Уровень обученности в оценочных листах фиксируется как учителем, так и самими учащимися, что позволяет отслеживать уровень самооценки.        

Осуществляемый учителем контроль, как уже отмечалось, важный этап процесса выработки у самих учащихся действий и операций самоконтроля и самооценки. Но его значение не ограничивается этим. В руках учителя он также является важным средством формирования мотивации учения, эффективности всей учебной деятельности и, следовательно, средством формирования личности учащихся. Однако он требует и особого педагогического такта. Именно об этой стороне работы учителя прекрасно сказал В.А. Сухомлинский:

 

«Желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей… Этот огонек легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу – резким словом, вызывающим обиду или же равнодушие. Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребенка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперед, поднимаясь по крутой тропинке познания… Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды гаснет… ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя или хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей»


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz