О детях и для детей.
Тема урока: Стихи о детях и для детей.
А. Барто «Катя».
Дополнительное чтение. Б. Заходер. «Перемена».
Задачи урока:
-расширять читательский кругозор;
-отрабатывать навыки правильного, осознанного и выразительного
чтения;
-учить правильно называть
произведение;
-развивать умение соотносить пословицы с произведениями;
-воспитывать уважение к труду, людям, которые трудятся.
Оборудование:
выставка книг Агнии Львовны Барто, сигнальные карточки настроения, учебники
литературного чтения, хрестоматия, рабочие тетради по чтению.
Ход урока:
В начале урока жужжащее чтение.
(это такое чтение, когда все ученики читают
одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своею
скоростью, в течении пяти минут)
1. Повторение: фольклор, произведения
фольклора.
-Ребята, прежде чем мы с вами приступим
к работе над новым материалом, давайте
вспомним пройденный материал. «Дополни предложение».
На доске запись:
Фольклор- это устное ___________________________________________
![]() |
А теперь давайте поиграем в игру «Собери пословицу».
За двумя зайцами погонишься, |
а телегу зимой. |
Как волка ни корми, |
люби и саночки возить |
Готовь сани летом, |
а он все в лес глядит |
Любишь кататься, |
полезай в кузов |
Назвался груздем, |
ни одного не поймаешь |
2. Работа над новым материалом:
А) знакомство с новым разделом.
- Друзья, мы с вами
на уроках чтения будем еще
неоднократно работать с произведениями фольклора, а сегодня начинаем
работу в новом разделе. Откройте, пожалуйста,
учебники на странице 33. Прочитайте, как называется новый раздел?
-О детях и для детей.
-Как вы думаете, о чем и о ком будете читать?
-Мы будем читать произведения, в которых рассказывается о жизни детей.
-Открывает эту страницу произведение
автора, с которым вы познакомились
еще до школы, это А. Л. Барто.
Агния Львовна Барто была очень веселым и добрым
человеком, потому, что все ее произведения проникнуты такой верой в силу добра,
что представить ее другой просто невозможно. Она любила детей, а они отвечали
ей взаимностью. Своими учителями А. Л. Барто считала С.Я. Маршака, и К.И. Чуковского.
Основной особенностью ее творчества является умение заглянуть в потаенные
уголки детской души, «подслушать» разговоры детей о жизни, их желаниях и интересах.
По произведениям Барто, посвященным детям, можно изучать речь, мышление,
фантазию. А. Л. Барто писала о детях и для детей: рассказывала им о родной
стране, природе, правилах поведения, и многих других важных вещах.
Перед вами выставка книг А. Л. Барто. Многие из них
вам уже знакомы. Но также есть и такие произведения, которые вам предстоит еще
прочесть. Все эти книги ждут вас на полках нашей библиотеки.
А сегодня на
уроке мы с вами прочитаем стихотворение «Катя».
Б) Первичное чтение и восприятие текста:
- Прочитайте произведение самостоятельно. Дети, работать
нужно так, чтобы не мешать своим товарищам. Тот, кто уже прочитал, может
перечитать еще раз и подумать над
заданием к тексту.
-Кому понравилось это произведение?
-Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.
-А. Барто «Катя».
-Покажите
на листочках жанр произведения и
тему.
(дети на отдельных листочках обозначают «заместителями» жанр и тему произведения).
-Проверьте свою работу по образцу.
(на доске образец)
![]() |
![]() |
-Что вы читали?
-Мы читали стихотворение А. Л. Барто «Катя»
о детях.
В) Аналитическое чтение
:
Повторное чтение стихотворения
(поочередно читают более
сильные учащиеся, потом - слабочитающие)
-Какой вы представляете себе Катю?
-Катя ленивая девочка, не хочет работать.
Гуляет с подружками, сидит на скамейке, ждет, когда можно будет полакомиться
плодами чужого труда.
-Как автор относится к этой девочке?
-Автор Катю осуждает, она поступает неправильно.
- А вы как считаете, правильно поступала Катя или нет,
хотелось бы вам быть на нее похожими?
-Нет, я считаю, что Катя поступала
неправильно, нужно помогать старшим людям,
трудиться.
-Рассмотрите иллюстрацию к произведению и найдите в
стихотворении строки, соответствующие ей.
-Таскали мы с бабушкой полные лейки,
А
Катя сидела в саду на скамейке.
Дифференциация учебной деятельности:
1 группа (хорошо читающие дети) |
2 группа (слабочитающие дети) |
Самостоятельная работа. Выполнить задание 3 к стихотворению.(
работа по учебной хрестоматии) -Какая
пословица подходит к стихотворению? |
Работа с учителем. Найти в тексте стихотворения рифмующиеся
строки. Ростками- руками, рассаду- по саду, сорняками- руками, лейки -скамейке, Чужая - урожая |
Работа с учителем. Чтение пословиц. Делу время, а потехе - час. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Землю солнце красит, а человека-труд.
|
Самостоятельная работа. Выполнить задание 3 в
тетради. Допиши слова из текста. Подчеркни рифму.
- Ты что на скамейке сидишь, как чужая? А Катя сказала: -Я жду урожая. |
Самостоятельная работа: |
|
Выполнить задание 2 в тетрадях: Собрать пословицу и записать.
Труд кормит, а лень портит.
|
выполнить задание 4 в тетрадях: Записать имя, отчество и фамилию автора этого
стихотворения.
Агния Львовна Барто.
|
3.Физминутка.
Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно.
Руку протяните, яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать.
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Вот так яблоко! Оно соку
сладкого полно.
4. Дополнительное чтение.
А) первичное чтение и восприятие текста:
-А сейчас послушайте стихотворение Б. Заходера
«Перемена».
(чтение стихотворения учителем) Хрестоматия стр. 59
-Понравилось вам это произведение?
-Какие чувства вызвало у вас это произведение?
Покажите.
(карточки настроения)
-Стихотворение юмористическое.
(Юмор - добродушная насмешка, над каким либо
вызывающим улыбку поведением или поступком человека).
- О ком это стихотворение?
-Это стихотворение о мальчике Вове, который
плохо ведет себя в школе.
Б) аналитическое чтение:
Чтение сложных по структуре слов.
(слова
записаны на доске)
Непременно, продремавший, несомненно,
подзатыльник.
Объяснение значения слова:
Бедовый-
(Повторное чтение стихотворения с заданием)
-Найдите в тексте слова-действия, которые относятся к
герою.
-Вылетает, сбивает, переделал кучу дел,
поставил три подножки, прокатился кувырком, на перила сел верхом, шлепнулся,
получил подзатыльник, дал сдачи, попросил списать, сделал все, что мог,
плетется, вздыхает.
-Как вы думаете, что хотел сказать автор этого
произведения?
-Я думаю, что автор хотел обратить наше внимание
на то, что Вова неправильно ведет себя в школе. Мы должны на уроках трудиться,
а на перемене отдыхать. А Вова ходит в школу лишь для того, чтобы проказничать.
-Какие правила поведения в школе вы знаете?
5. Итог урока:
-Ребята, сравните, пожалуйста, произведения, с
которыми мы с вами сегодня познакомились.
- Оба произведения совпадают по жанру и по
теме.
6. Домашнее задание:
Для всех:
Читать выразительно стихотворение, показывая свое
отношение к детям и Кате, выполнить задание в тетради стр. 15 №1, 3.
Задание 1 в учебнике.
1 группа
-
подготовить рассказ о Кате.