Четверг, 25.04.2024, 03:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

ГОДУНОВА АННА ЮРЬЕВНА

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
сайт является участником конкурса «Современные технологии на службе природы» форума «Зелёная планета 2013»
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
калькулятор
Поиск
Форма входа

промыслы и ремесла

презентацию к этому мероприятию можно скачать здесь http://gradeschoolmirs.ucoz.ru/load/


«ПРОМЫСЛЫ И РЕМЁСЛА НА КУБАНИ»

                                                               Годунова Анна Юрьевна

                                                                  учитель начальных классов

                                                                  МБОУ СОШ №15

                                                                  п. Мирской

                                                                  Кавказского района

                                                                  Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

Задачи урока:

1. Начать знакомство учащихся с народными ремеслами и промыслами на Кубани:  резьбой по дереву, различными видами плетения, кованью, гончарным делом, ткачеством, вышивкой.

2. Развивать творческое мышление, воображение учащихся, умение анализировать, выделять главное. Обогащать словарный запас учащихся терминологией, присущей Кубани.

3. Воспитывать гордость за свою малую родину, уважение к труду народных умельцев,  бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация; экспонаты школьного музея: образцы вышивки, кружева, самотканого полотна, гончарных изделий, плетений из соломы, талаша, рогоза;   цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши для изготовления макетов рушников.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Экскурсия в школьный музей.   (Учитель предлагает учащимся подойти к столу подержать изделия в руках и рассмотреть их поближе).

- Вам нравится то, что вы видите на этом столе?

- Вы хотите узнать, кто все это сделал?

- Как называются эти предметы?

- Для чего они предназначены?

- Сегодня мы с вами познакомимся  с некоторыми  народными промыслами и ремеслами жителей Кубани.(слайд 1)

- А знаете ли вы, что означают слова «промысел» и «ремесло»? Обратимся к толковому словарю.

 (Слайд 2,3). «Ремесло» - профессиональное занятие – изготовление изделий ручным, кустарным способом».

«Промысел» - мелкое ремесленное производство, подсобное занятие при основном сельскохозяйственном».

            А для того, чтобы вам было понятнее то, о  чем мы будем сегодня вам говорить, предлагаю  совершить экскурсию в старинную кубанскую станицу.

(слайд 4)

Кубань — это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?...

Но главное  богатство Кубани  — это люди. Наш край издавна  славен и своим неповторимым творчеством народов, его населяющих.

    Наряду с земледелием и скотоводством большую роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, различные виды плетения, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.

 

II. Основная часть.

Давайте заглянем в  ближайшую мазанку и посмотрим, чем занимаются её обитатели.

(слайд 5)

Отгадайте загадку ( читает ученик)

Зимой моим дедушкой из ивовых прутьев плетена,

А летом спелых вкусных ягод полна. (Корзинка)

- Что это?

- Каким способом изготовлена она? (Плетением)

(Слайд 6). Наши предки умели мастерить домашнюю утварь из разных материалов. Но наиболее интересным и необычным, мне кажется, является изготовление этих предметов плетением.

- А какая домашняя утварь выполнена таким способом?

Лозоплетение - один из древнейших народных промыслов. Домашнюю утварь, от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц, делали из лозы. Всевозможные корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы.

Народные мастера плели свои изделия не только из лозы, но и из соломы (шляпы – «Брыль», игрушки, обереги), различных трав, талаша (корзины, игрушки, циновки.)

(слайд 7)

            А  здесь трудится человек, ремесло которого  не может существовать без природного материала, а какого – вы узнаете, если  отгадаете загадку.

(читает ученик)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

- Что это? (Это глина).

- Кто знает, в каком ремесле используется глина?

- Как называется мастер по изготовлению глиняной посуды?

 (Слайд 8). Гончарное ремесло развивалось на Кубани в тех районах, где поблизости залегала хорошая вязкая глина. Из неё делали посуду, детские игрушки, черепицу. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением.

- Что изготавливали гончары?

- Как вы думаете, для чего гончары делали все эти предметы?

(слайд 9)

 

            Давайте посмотрим на соседний дом.(слайд 10)

(читает ученик)

Резные ставни, двери, окна

Разрисовал не Дед Мороз.

Это чудо сотворил наш дедушка Егор

И его чудесный нож….

Догадайтесь, о каком ремесле говорится в этой загадке.

 

  (Слайд 11). Часто можно было встретить резьбу на различных предметах быта: блюде, прялке, рубеле, ткацком станке.

 Во внешнем убранстве домов использовалась пропильная резьба: крылечки, наличники, ставни.

А сейчас мы с вами приближаемся к кузнице. Слышите, как весело перекликаются  молотки? (слайды 12,13)

Почитали кузнецов на Кубани с глубокой древности из поколения в поколение: кузнец и коня подкует, и серп с косой сделает,  и лопату, и топор. Кузнецы были главными мастерами.

(Слайд 14). На Кубани применялась и художественная обработка металла – ковань. Кузнецы изготавливали решетки, украшения для ворот и крыльца. В каждой кубанской станице работало по пяти кузниц. Там изготавливалось всё необходимое для быта станичников.

- Какие предметы изготавливал кузнец?

 

 

Физминутка:

А что сейчас делает кузнец?

Давайте поможем кузнецу сделать подкову. Для первичной обработки металла  кузнец берет какой  молот- большой или малый? И какой звук услышим?

Берем большой молоток и поработаем им: бум-бум –бум.

А теперь берём маленькие молоточки и придадим подкове красивую форму: как звучат молоточки? тук-тук-тук.

Мальчики поработают большими молотками, а девочки будут подмастерьями и будут работать маленькими молоточками.

Вот и помогли мы кузнецу.

Продолжим нашу экскурсию по селу.

(Слайд 15). Очень нужным предметом в каждой кубанской хате был ткацкий станок. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству. Нитки для изготовления ткани делали из конопли и овечьей шерсти. Когда была подготовлена пряжа, в дом вносили разборный ткацкий станок, собирали его, и начиналось волшебство:  нити на глазах превращались в полотно!  Из сотканного полотна изготавливали одежду, рушники, скатерти и др. Все эти предметы были просто необходимы в каждой казачьей хате. 

- Как называется ремесло, о котором мы только что говорили?

И все эти изделия   казачки традиционно украшали  вышивкой.

(читает ученик)

На вид орнамент неприметен,

Но он столетия живёт.

Не зря его на белом свете

Народ издревне бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоре вытканы не зря.

И мы с тобою видим знаки

Кубанского  календаря.

Вышивание – самый популярный и любимый в народе вид рукоделия. Яркими цветами вышивали девушки свадебную одежду, головные уборы, пояса, передники, скатерти, подзоры и платки.  С любовью дарили их на свадьбу своим избранникам, а так же гостям и родственникам. Особенно щедро украшались вышивкой  рушники.

Вот о них мы и поговорим сегодня более подробно. (слайд 16)

Полотенце играло в жизни казаков важную роль. Ведь в каждой кубанской семье  были рушники,  и женщины обязательно должны были их вышивать. Наши предки- земледельцы сопровождали традиционными обрядами главные события в своей жизни, в которых широко использовали рушники.  В поте лица своего люди добывали хлеб насущный, и когда он появлялся на столе, его ,как святыню, клали на рушник. Вышитые полотенца вешали на придорожные кресты, в часовнях. Рождался ребенок - новорожденного обтирали специальным для этого случая полотенцем, умирал человек- гроб покрывали полотенцем.  На полотенцах несли гроб, провожая хозяина в последний путь. Расставаясь с любимым, женщина дарила в дорогу полотенце, узоры которого должны были защищать его от злых духов. Значительную роль играли полотенца в свадебной обрядности. Девушка к своему замужеству должна была вышить около 200 предметов. Из них только рушников 40 штук.(слайд 17)

Свадебные рушники были особенно красивыми, и  их обязательно использовали в свадебных обрядах.  Послушайте,  одну из обрядовых песен:(читает ученик):

Если бы я дождалась

На рушник встаты,

Тогда не разлучат меня

Ни батько, ни маты.

Ни суд, ни громады

Только разлучат

Заступ, да лопата.

Полотенце имело много названий: постенник, набожник, рукотер, рушник, ширинка, утирка, утиральник.

Как вы думаете, почему так назывались полотенца; их названия  подсказывает  вам назначения этих предметов?  (слайд 18)

А как вы считаете, рушники вышивали лишь для того, чтобы их украсить?

Правильно, мастерица, вышивая полотенце, закликала добрые силы, чтобы иметь много земли, чтобы был хороший урожай, а значит, и благополучие. В орнаменте отразилась вера наших предков в добрые и злые силы, отношение к природе, её обожествление.

Каждая мастерица не копировала узоры, а обогащала их разными вариантами, относилась творчески, с любовью, вкладывала свой талант и душу.

(слайд 19)

Какие цвета чаще всего используют в вышивке?

Да, ребята, использование определенных цветов не случайно, оно символично.

Какой цвет чаще всего использовали?

Красный цвет- символ солнца, огня, крови. Это любовь, красота, смелость, великодушие, победа.

Чёрный- цвет земли, пашни, ночи, покоя. Зеленый цвет- цвет растительного мира, цвет природного богатства. Жёлтый цвет, цвет разлуки, использовали очень редко. Синий- цвет   воды и неба.                                                                                                                                                                                  Ребята, рассмотрите, пожалуйста, рушники на нашей выставке: обратите внимание, какие узоры чаще всего использовали казачки?

(слайд 20) Это условные обереговые знаки,  и мы с ними сейчас познакомимся:

небо с запасами воды;

  земля с запасами воды;

 символ плодородия;

текущие по земле капли;

земля с семенами;

земля с растениями и  точками семян;

А кого казачки часто вышивали на рушниках?

    Да, очень часто в вышивке казачки изображали коней. Верный друг казака его боевой конь. Он делит с  хозяином холод, голод, выносит своего раненого  хозяина с поля боя.

Я думаю, что мы с вами задержимся с вами здесь и давайте вместе с девушками украсим полотенца. Только девушки в этом доме вышивают свои рушники, а мы с вами выполним аппликацию и рисунки, макеты рушников.

Работать будем по группам. ( группа учащихся со слабо сформированными навыками работы-1 группа, остальные учащиеся- 2 группа).

Работа с 1 группой:

Я предлагаю вам, ребята, выполнить эскиз праздничного рушника. Перед вами заготовка рушника, ваша задача: украсить его при помощи цветных карандашей обереговыми символами.(слайд 21)

2 группа.

А с вами, ребята,  мы выполним макет полотенца из бумаги способом аппликации.(делятся на 3 группы, работают коллективно).

1. Выполнить эскиз орнаментальной полоски.

2. Обозначить между узких орнаментальных полос  центральную. Отделить одну полоску от другой, приклеив полоски красной бумаги.

3. На красной бумаге рисуем изображение символов, фигурки животных, цветов, приклеить их на центральную часть.

4. Из узкой полоски красной  и черной бумаги вырезать мелкие обереговые знаки.

5. Оформить край рушника «кружевами», вырезанными из тонкой белой бумаги. (мелкие детали можно дорисовывать фломастерами или карандашами).

Итог  урока:

1.Выставка подготовленных макетов.

-Какие цвета самые популярные на вышивках?

-Что они символизируют?

-Какие  цвета в вышивке используют в вышивке в  незначительных количествах?

-Что они означают?

Подошло время покинуть эту гостеприимную кубанскую станицу. (слайд 22)

На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о народном декоративно- прикладном искусстве на Кубани, у нас с вами ещё раз появится возможность проследить, насколько тесно оно связано с жизнью. Ведь крестьянин –казак, создавая предметы быта, как для работы, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий.

- Многое в хозяйстве казаки делали своими руками. Они не любили бездельничать, вести пустые разговоры. Сделанные вещи берегли долго, ценя заложенный в них труд.

Вы радуете меня своим трудолюбием, заинтересованностью. А результат вашего усердия налицо.

            Я вижу, что эта работа вас увлекла. Пусть рушники, с любовью сделанные вами, напоминают о неиссякаемом творчестве кубанских умельцев. Пусть не угасает у вас желание продолжить дело отцов и дедов. Удачи вам, новых открытий! (Слайд 23)


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz