Проектная
деятельность младших школьников.
Годунова Анна Юрьевна
учитель начальных
классов
МБОУ СОШ №15 п.
Мирской
Кавказского района
Краснодарского края
Построение
единого образовательного пространства, освоение новых педагогических
технологий- это те задачи, которые позволят создать условия для оптимального
развития каждого ребенка.
Особый
интерес у меня вызывает технология проектно – исследовательской деятельности и
тому есть веские причины. Работа над проектами обогащает ребенка новыми
знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности,
помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает
творческий потенциал. В классе заметно повышается статус детей, склонных к
творчеству, фантазированию.
Проектная
деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает
возможность реализовывать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в
команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков
учащихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества.
Разрешите,
пользуясь предоставленной возможностью,
познакомить вас с тем, как организована
проектная деятельность моих учащихся .
Чтобы привить любовь к родному краю, показать его
красоту, познакомить с традициями и расширять кругозор учащихся, на протяжении
нескольких лет веду внеурочную работу «Мой поселок». Разработан цикл занятий по
этой работе. В рамках этих занятий мы провели с детьми социальное исследование,
где ребята дали свою оценку
благоустройству, озеленению, освещению, организации досуга в поселке. Эта
работа заинтересовала моих
учеников, и мы решили
начать работу над проектом «Мой поселок».
Выбор этой темы не случаен: тема достаточно емкая, в
ней можно выделить много разных подтем по интересам детей.
Дети, обращаясь к различным источникам информации,
собирали интересующие их сведения,
фиксировали их и готовили к использованию в проектах. Основная задача
учителя на этапе сбора информации -это направлять деятельность детей на
самостоятельный поиск информации.
После завершения этапа сбора информации я
предложила детям принять участие в
реализации проектов. Мы остановили свой выбор на доступных, реально выполнимых
проектах. : «Будем знакомы- поселок Мирской», «Мирской- глазами детей»,
«Дедушкины медали», «Все работы хороши», «Пройдись по улицам Мирского», «Храм
науки», «Пусть звенят колокола»..Составляя список проектов я предоставила детям
разнообразные виды деятельности.
Считаю необходимым отметить, что взрослые нам помогают только в случае острой
необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не
справиться с выбранным проектом. И, самое главное, участие в проекте – дело
добровольное, каждый ребенок имеет право не участвовать ни в одном из проектов;
участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях; выйти в любой момент
из любого проекта.
В процессе работы над темой и реализации проектов
делаю обзор текущего состояния дел, предоставляя детям возможность сделать
промежуточные презентации своей деятельности.
Каждый проект должен быть доведен до успешного
завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для
этого в процессе работы над проектами я помогаю ребятам соизмерять свои желания
и возможности.
После завершения работы над проектом детям
предоставляю возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них
получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Разрешите
показать фрагменты презентации данного проекта:
В начале - представление общего проекта «Наш поселок»,
где дети читали свои стихи:
Поселку Мирскому проект посвящаем,
О нем теперь мы очень много знаем
И знаниями готовы поделиться,
Нам всем пришлось немало потрудиться.
Мы много встреч организовали
И материалы отбирали,
Мы рисовали, сочиняли,
Стихи Мирскому посвящали.
Писали мы ученые конспекты
И вот пред вами все наши проекты.
В проекте «Будем знакомы – поселок Мирской» ребята
рассказывают историю создания поселка,
приводят справки. Знакомят ребят с символикой поселка.
Защитники проекта «Мирской – глазами детей» приготовили
не только живописные рисунки, но и стихотворение:
Для этой выставки картин
Трудился вовсе не один –
Весь 3»б» проект готовил:
Одни писали реферат,
Трудились много дней подряд,
Другие рисовали парк
И все, чем наш Мирской богат.
Плечом к плечу трудились рядом,
Помочь друг другу были рады.
Сразу же хочу отметить, что с этим проектом мы
познакомили главу сельского поселения,
и предложения детей
рассматривались при закладке молодого парка в центре поселка.
Ребята, которые трудились над проектом «Все работы
хороши», подготовили не только сообщения о том, где трудятся жители поселка, но и сделали панно.
Очень заинтересовала работа учеников над проектом
«Пройдись по улицам Мирского». В интересной форме ребята подготовили репортажи с разных улиц поселка,
рассказали истории их названий.
Красочной, запоминающейся была презентация проекта
«Пусть звенят колокола», где мы не только услышали историю строительства храма в нашем поселке , но и увидели прекрасную подборку фотоматериала.
Конечно же, с огромным удовольствием в проекте «Храм
науки» дети рассказали о своей школе, провели заочное путешествие по ее этажам.
Практически все ученики стали участниками проекта
«Дедушкины медали», это результат военно- патриотической работы, который никого не оставил равнодушным.
.
Не забываем ветеранов. Для нас уже традиционным стал месячник «Дедушкины медали». Это
тимуровская работа, уход за памятниками, конкурсы рисунков и стихов. Всю эту
работу дети выполняют с огромным
удовольствием и вносят свои предложения по проведению месячника. В рамках
данного мероприятия проводится просмотр фильмов военной тематики, прослушивание
и исполнение песен военных лет, поздравление ветеранов.
Обобщая
работу по этому проекту,
выпустили буклет «Дедушкины
медали».
Завершили работу размещением всей найденной информации
в одном информационном проекте – издали путеводитель по нашему поселку
«Пройдись по улицам Мирского».
Думаю, что приведенный пример показал,
что система внеурочной проектной
деятельности, позволяющая сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения
проектов, способствует реализации
нескольких очень важных целей обучения:
-формированию коммуникативных навыков
-формированию
навыков работы с информацией
-формированию
навыков организации рабочего пространства и использование рабочего времени
-формированию умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы.