Урок обучения грамоте в 1 классе по теме:
«Ребята и зверята. Произведения Е. Чарушина и
Н. Сладкова».
1.
Проверка готовности учащихся:
Самоконтроль готовности к уроку.
2.Установка на урок: (слайд 1)
-Тема нашего сегодняшнего урока «Ребята и зверята». Как
вы думаете, о чем мы будем говорить?
-Мы будем вести разговор о животных.
-Я думаю, что мы будем читать
о малышах, ведь сказано «зверята», значит они ещё маленькие.
-А как вы считаете, легко ли живется сейчас зверятам в
лесу?
-Им очень тяжело: ещё очень холодно, да и голодно, ведь на
земле ещё лежит снег.
- А может ли человек помочь зверятам?
-Я думаю, что люди могут
помочь животным: дать им еду, потому что зверям трудно сейчас добывать
себе пищу.
-Предлагаю вам сегодня
организовать столовую для зверей.
Ребята, за правильные ответы на уроке вы
будете получать угощение для наших четвероногих друзей. А в конце урока
заполним ими кормушку. Итак, за работу!
3. Проверка домашнего
задания:
а) Цифровой диктант.
-С какими животными мы познакомились с вами на предыдущем
уроке?
- Мы познакомились с Мартышкой, Удавом, Слоненком и Попугаем.
-Героями какого произведения они являются?
-Это герои произведения «Привет Мартышке».
-Кто автор этого
произведения?
-Это произведение написал Григорий Остер. (слайд №2)
-Вам понравилось это произведение?
-Да, это очень интересная сказка.
-Вы с удовольствием прочитали эту сказку, поэтому, думаю, цифровой диктант будет написан вами без ошибок.
( Дети, используя цифры, оценивают истинность высказываний учителя: верное- 1, ложное -0).
1)
Попугай сидел на пальме
и ел финики.
2)
Слоненок сказал: «Мартышка,
тебе Удав передал привет».
3)
«Попугай, сходи к Слоненку и попроси у него ещё один привет»,
- сказала Мартышка.
4)
Удав плавал в реке
среди красивых кувшинок.
5)
У Удава было очень
плохое настроение.
6)
Удав сказал: «Передай
от меня Мартышке горячий привет».
7)
«Я не люблю горячие
приветы, я могу обжечься», -сказала Мартышка.
8)
«Когда я передаю
привет, я делюсь хорошим настроением»,- сказал Удав.
01000101
(слайд №3)
Взаимопроверка. За безошибочные ответы дети получают угощения для зверей.
б) Дифференцированная работа.
- Продолжим нашу работу по группам.
Предлагаю учащимся 1 и 2
группы план пересказа сказки.
Пожалуйста, проверьте, не нарушена ли последовательность изложения. Если есть
ошибки, исправьте их.
-Ребята,
работающие в третьей группе, прочитайте 2 вопрос к тексту сказки и найдите
ответ на этот вопрос в тексте.
-Пока ребята готовятся, ученики 4 группы прочитают стихотворение «Горячий привет» с
дополнительными пометами, которое написал О. Дриз
Прис-ла-ла мне тё-тя пе-че-нья,кон-фет, Ва-реж-ки, шарф и го-ря-чий при-вет.
Вот ва-реж-ки, шарф И кон-фе-ты с пе-чень-ем… Где же при-вет? Я и-щу с не-тер-пень-ем. И с чем он: с гри-ба-ми? С ка-пус-той? С ва-рень-ем? На-вер-ное, ма-ма при-вет э-тот пря-чет, Что- бы ос-тыл: вид-но о-чень го-ря-чий. |
(слабочитающие дети читают текст «цепочкой», получают за работу угощение для зверят).
-А теперь, ребята, у вас есть время для изготовления обложки к данному произведению.
( КТД, учащиеся 4 группы работают над изготовлением обложки к сказке).
-Предоставляем слово учащимся 1
и 2 группы.
-Мы
нашли ошибки в плане. События в сказке происходили в другом порядке:
1.Вкусно, но грустно.
2.Привет от Удава.
3.Привета нет.
4.Ещё один горячий привет.
5. Горячий привет потерян.
6. Мартышка идёт за приветом.
7. Делюсь хорошим настроением.
-Вы
хорошо справились с заданием, получите угощение для зверей.
-По
составленному плану подготовьте пересказ
от имени полюбившегося вам героя этой сказки. (слайд4)
(дети выбирают карточки с изображениями героев сказки и готовят в микрогруппах пересказ от имени полюбившегося им героя).
А теперь послушаем следующую группу.
-Ребята, прочитайте вопрос.
Дети читают вопрос:
-Найди в
тексте, как Удав объясняет Мартышке смысл выражения «передать привет», прочти
ещё раз. Тебе понравилось объяснение Удава?
(учащиеся 3 группы читают подготовленный отрывок).
-Вам понравилось объяснение Удава?
-Да, объяснение понравилось, ведь он говорит о том, что он делится хорошим
настроением со своими друзьями.
-Молодцы,
вы хорошо справились с этим заданием,
получите заслуженную награду.
-
Возьмите карточки. Прочитайте внимательно записанные на них слова и определите
лишнее слово в каждой из них.
(учащиеся 3 группы выполняют задание, определяют в каждой из предложенных карточек лишнее слово).
белка волк олень лось заяц собака кошка лошадь кабан берёза липа дуб щука сазан лиса карась
(проверка выполнения задания слабочитающих учащихся)
-Ребята,
покажите, пожалуйста, обложку к данному произведению.
(дети вывешивают обложку на доску и комментируют выполнение работы)
-Мы
читали сказку, поэтому используем «заместитель»- круг.
Сказка о
животных, раскрашиваем круг коричневым цветом.
-Это
авторская сказка, поэтому в верхней части обложки пишем фамилию и имя автора -
Григорий Остер.
-В нижней
части пишем название произведения «Привет Мартышке».
-За
работу вам полагается награда, получайте.
Г. Остер Привет Мартышке
Давайте
послушаем краткое содержание этой сказки
в пересказе её героев.
(представители микрогрупп вывешивают на доске изображение своего героя и от его имени ведут рассказ).
(Мартышка)
-У меня
было плохое настроение. Я сидела на пальме и ела бананы. Мне было вкусно, но
грустно. Ко мне подошел Слоненок и сказал, что Удав мне передал привет. Я
спустилась за приветом, но Слоненок мне его не отдал. Потерял. Попугай послал
Слоненка к Удаву за новым приветом. Слоненок сбегал к Удаву, вернулся и сказал,
что Удав передал мне огромный горячий привет. Но и этот привет был потерян. Тогда я сама отправилась к Удаву за приветом.
Удав мне передал еще один привет, но когда я ему сказала, что у меня его нет,
он объяснил, что это совсем не то, что
банан или кокос. У Удава хорошее настроение, и передавая мне привет, он делился
со мной своим хорошим настроением. Я прислушалась и поняла, что у меня
прибавилось хорошего настроения.
(аналогично пересказ звучит от имени Слоненка, Попугая, Удава).
-Итак,
перед вами герои прочитанного произведения. Скажите, пожалуйста, а можем ли мы встретить этих животных в наших
лесах?
-Нет, в
наших лесах эти животные жить не смогут. Им
не подходит наш климат, питание.
-Да,
действительно, эти животные привыкли жить совсем в других условиях. Посмотрите,
как резвятся обезьянки на своей родине.
(слайд 5). Давайте вместе с ними немного отдохнем.
Физминутка «Обезьянки».
Лучшие качели гибкие лианы,
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь день качается, да, да, да!
Тот не огорчается никогда!
4. Подготовка к изучению нового материала.
-А
теперь проверим, какие «лишние» слова нашли ребята, работающие по карточкам.
- В
карточке записаны слова: щука, лиса, сазан, карась. Лишнее слово «лиса», все
остальные слова- названия рыб.
-В этой карточке записаны слова: кабан, берёза,
липа, дуб. Это названия растений, а лишнее слово-кабан.
-Здесь
записаны названия домашних животных: кошка, собака, лошадь. А слово «заяц»
лишнее, это дикое животное.
-Лишнее
слово-«волк», он хищник; слова белка, лось, олень - названия травоядных
животных.
На доске появляется запись: волк, кабан, лиса, заяц
-А с
этими животными можно встретиться в наших лесах?
-Да, этих
животных можно встретить в наших лесах.
-Этих
животных можно встретить даже у нас на
Кубани, не только в лесах, но и в лесополосах.
5. Изучение нового материала.
-Об этих
животных написано немало произведений, ведь так интересно наблюдать за
их жизнью. Именно этим и занимались писатели Н. Сладков, Е. Чарушин. Из под их
пера вышло немало произведений, где описана жизнь лесных жителей. А Е. Чарушин
ещё и рисовал героев своих произведений. Обратите внимание, кого чаще всего
рисовал автор?
(на доске выставка рисунков Е. Чарушина)
-Автор
чаще всего рисовал детёнышей зверей.
А сейчас мы с вами познакомимся с
произведениями об этих маленьких жителях леса. Предлагаю вновь работу по группам.
1,2 группа |
3 группа |
4 группа |
Чтение рассказа «Сорока и Заяц» Н. Сладкова. Ответить на вопрос: «Почему рассказ так назван?» Приготовиться к чтению в лицах. |
Чтение рассказа Е. Чарушина «Зайчата». Подготовиться к чтению «цепочкой», подумать над ответом на вопрос к тексту. |
Прослушивание рассказа «Лиса и Заяц» Н. Сладкова. |
(работа с учащимися 4 группы, чтение учителем рассказа «Лиса и Заяц»).
-Как вы считаете, почему рассказ
так назван?
-В этом рассказе разговаривают лиса
и заяц.
-Прочитайте самостоятельно этот
рассказ ещё раз и придумайте, что ответит зайчик на вопрос лисы.
(работа с группой 3)
-Прочитайте рассказ «Зайчата» цепочкой.
(дети читают рассказ «цепочкой»- по одному предложению)
-Как же должны вести себя маленькие зайчата?
- Им нужно тихо сидеть в траве, не
шевелиться.
-Прочитайте, пожалуйста, теперь
вопрос к этому рассказу и подумайте над ответом.
(работа с группой 1,2)
Чтение текста учащимися.
-Вы познакомились с произведением
Н. Сладкова «Сорока и Заяц». Как вы думаете, почему рассказ так назван?
-Я считаю, что рассказ так назван
потому, что в нём описан разговор Сороки и Зайца.
-Прочитаем этот текст вместе и
определим, где слова Сороки, а где – Зайца.
(работа в группе)
-А теперь давайте прочитаем этот
разговор в лицах.
(чтение текста детьми в лицах)
-Спасибо, ребята, за работу,
получите угощение для зайчика и обсудите вопрос : Как вы понимаете выражение
«заячья душа» и почему о некоторых людях говорят так : «заячья душа»?
(работа с учащимися 4 группы)
-Ребята, прочитайте рассказ ещё раз.
(чтение текста учащимися)
-Как вы думаете, что ответит заяц
лисе?
-Мы считаем, что он скажет о том,
что длинные ушки ему нужны для того, чтобы слышать, что к нему приближается
враг.
-А быстрые ножки ему нужны для того, чтобы убегать от врагов.
-Спасибо, вы заработали награду.
-Слово учащимся 3 группы.
Прочитайте вопрос к тексту.
(дети читают)
-Как
ты думаешь, какие качества воспитываются у зайчат в этом рассказе -
осторожность или трусость?
-Думаю, что у зайчат воспитывается
осторожность, ведь их окружает много врагов.
(слайд 6).
-Итак, выражение «заячья душа», что
же это значит?
-«Заячья душа» это значит,
постоянное чувство опасности, страха.
-А почему о некоторых людях иногда
говорят «заячья душа»?
-Я думаю, что так говорят о тех людях, которые всего боятся.
6. Итог урока.
-Вот и подошел к концу наш
урок, в течение которого вы старательно собирали угощение для
наших маленьких четвероногих друзей. Давайте сейчас наполним кормушку.
(дети складывают угощение в кормушку).
-Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Думаю, что вы никогда не оставите в беде животных, и всегда будете стараться им помочь.