Пятница, 29.03.2024, 16:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

ГОДУНОВА АННА ЮРЬЕВНА

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
сайт является участником конкурса «Современные технологии на службе природы» форума «Зелёная планета 2013»
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
калькулятор
Поиск
Форма входа

Мирской в годы войны

 презентацию к этому мероприятию можно скачать здесь http://gradeschoolmirs.ucoz.ru/load/

                 Урок кубановедения в 3 классе                  

  из цикла «Человек и общество»

                                              по теме «Мирской в годы войны»

 

                                                   автор: Годунова А.Ю.

                                                   учитель начальных классов

                                                   МБОУ СОШ №15 п. Мирской

                                                   Кавказского района

                                                   Краснодарского края

 

Задачи урока:

-расширять представления учащихся об историческом прошлом Кубани;

-познакомить с участием жителей Мирского в борьбе с фашистами;

-воспитывать чувства патриотизма, терпимости, доброжелательности;

-воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Оборудование урока:

 мультимедийная презентация; фонды музея: экспонаты экспозиции «Великая Отечественная война», альбом «Герой Советского Союза Самодеев И.А.», историческая справка, воспоминания жителей поселка Анны Константиновны Бельдиной, Каргальсковой Елены Романовны. 

 

 

 

На предыдущем мы говорили о том, какие кровавые следы оставила на нашей кубанской земле Великая Отечественная война. Вспомним страшные числа войны…(слайд 1)

         Число 13 000. О чем оно нам говорит?  (слайд 2)

За 186 дней оккупации Краснодара  в машинах душегубках было  уничтожено 13000 стариков, женщин, детей…

            Число 214.                    (слайд 3)

В начале ВОВ в Ейск из Симферополя был эвакуирован детский дом. В нем находились дети, больные церебральным параличом.

В октябре 1942 года эсэсовцы зверски убили 214 детей этого дома в машинах душегубках.

            Число 207.              (слайд 4)

Фашисты оккупировали Кубань. Партизаны вели активную борьбу против них. Поселок Михеева Поляна Мостовского района. Местное население оказывало поддержку партизанам. Но захватчики об этом узнали. В ноябре 1942 года всем жителям поселка было приказано выйти из своих домов вместе с детьми.

Фашисты разбили население на 7 групп. Мужчин заставили рыть ямы, а потом по очереди каждую группу выстраивали на краю могилы и расстреливали. Раненых  докалывали штыками и пристреливали из пистолетов, детей добивали прикладами.

207 жителей поселка захватчики разрешили похоронить лишь через неделю.

           Число 270 .          (слайд 5)

В станице Усть- Лабинской был оборудован госпиталь. Сын главного  врача Муся Пинхензон часто приходил сюда и играл на скрипке для раненых.

В 1942 году в станицу ворвались фашисты.

На берег Кубани согнали 270 человек. Увидев мальчика со скрипкой офицер приказал ему играть. Раздались торжественные звуки «Интернационала», которые тут же подхватили все обреченные.

Ожесточенные выстрелы оборвали песню.

                   Продолжая это скорбное знакомство, в этот ряд памятных чисел мы вписываем число 474.           (слайд 6)

В годы Великой Отечественной войны 474 человека не вернулись в наш поселок с поля боя.

В 1965 году по инициативе секретаря партийной организации совхоза «Кавказ» Щербинина Владимира Федоровича на территории дворца культуры поселка Мирского был установлен памятный знак погибшим и пропавшим без вести, а в 1969 году их фамилии написали на стеле - памятном знаке.

(читает ученик)

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути.

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой победы пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же, полными слёз.

         Итак, тема нашего урока сегодня « Поселок в годы Великой Отечественной войны». Как это было…  (слайд 7)

Было раннее летнее утро 22 июля 1941 года. Выпускники школ встречали свой первый рассвет после окончания школы. А в это время на пограничные города и поселки уже летели бомбы, сплошной стеной шли танки и пехота. (слайд 8)

Вот как вспоминает об этом выпускном вечере Анна Константиновна Бельдина, выпускница 1941 года:

( выдержку из архивной справки читает ученица):

21 июня 1941 года у нас был выпускной вечер в школе. Было очень весело.  А утром нам сказали, что началась война. Где-то  12 часов дня мы услышали сообщение по радио о том, что фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Наш  класс ещё не успел получить аттестаты, а ребят уже начали  забирать в армию. Из нашего класса на войну ушли : Нагнибеда Алексей, Козюра Яков, Кривогузов Сергей, Ванадзин Юрий, Божко Григорий, Калькутин Юрий. Возвратились домой только Кривогузов Сергей и Ванадзин Юрий.

 

Уходили мальчики- на плечах шинели,

Уходили мальчики- храбро песни пели.

Отступали мальчики- пыльными степями,

Умирали мальчики- где не знали сами.

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков страшные собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.

 

         На борьбу с врагом для защиты Отечества встал весь народ. На Кубани в начале 1942 года  из граждан непризывного возраста был сформирован казачий кавалерийский корпус. Лучших лошадей отдавали колхозы (слайд 9)

 и совхозы казакам. Для их вооружения в депо станции Кавказская было налажено производство сабель. Первые бои корпус принял в конце июля 1942 года на территории родной Кубани. А  22 августа 1942 года газета «Красная Звезда» писала:

(читает ученик):

«Сыны Советского Дона и Кубани беззаветно защищают каждую пядь земли. Они служат примером для всех защитников юга. Так должны вести войну с немцами все части Красной Армии. Остановить немцев можно. Их можно бить и разбить. Это доказали казаки, которые в трудные дни покрыли себя славой смелых, бесстрашных бойцов за Родину и стали грозой для немецких захватчиков».

         Но под натиском превосходящих сил врага, ведя тяжелые бои, вместе с частями армии отступал и 4 казачий кубанский кавалерийский корпус, чтобы закрыть стратегические перевалы и не допустить немцев к побережью Черного моря.

                   О них, вставших грудью на защиту родной земли, о трудностях, выпавших на долю воинов –защитников Северного Кавказа от немецко- фашистских  захватчиков написал в своем стихотворении житель поселка Мирской, участник боев на Кавказе, Михаил Петрович Иванов.

Ледники кругом, белый снег везде.

Не разжечь костра, леса нет нигде.

Оседлали мы перевал крутой,

Приказали нам «Погибай, но стой».

Жить так хочется в 18 лет.

Я пока живой, а дружка уж нет.

Дома мамочки с фронта ждут вестей,

Молят «Господи, сохрани детей».

Лучший школьный друг на снегу лежит,

От крови его ярко снег горит.

И опять обстрел и атаки гам,

Смерть несется к ним,

Смерть несётся к нам.

Вот окончен бой, враг отбит с трудом,

В ледяную щель мы дружка кладем.

Сотни долгих лет ты лежи, солдат,

Отомстит сполна за тебя, отряд.

Наступает ночь, жмет мороз палач,

Не разжечь костра, хоть рыдай, хоть плачь.

Концентрата нет, сухари едим,

Нет еды совсем- просто так сидим.

Лёд готовы грызть, снег готовы жрать.

Но Кавказ врагу ни за что не взять.

Уж давно затих тот кровавый спор,

Не узнать теперь ни долин, ни гор.

Там канатный  путь, тут отель большой,

Молодежный смех, да кассетный вой.

Молодежный рай разве б тут возник,

Если б юноши не легли б в ледник.

Об этих боях вам расскажет участник Великой Отечественной войны Александр Григорьевич Левченко.   (слайд 10)

В освобождении Кубани  активное участие принимал казачий корпус.

Корпус за мужество и героизм был неоднократно награжден правительственными наградами. 18 раз салютовала казакам- гвардейцам Москва.

В составе корпуса были наши земляки:

Задорожный Иван Дмитриевич,  Фесенко Алексей Корнеевич, и прадедушка Калатурской Дашеньки-  Михаил Федорович.

                                     1 августа 1942 года фашисты заняли наш поселок.

В здании Дворца культуры немцы забивали скот, оставшийся в поселках. Книги, находящиеся в сельской библиотеке, более 6000 экземпляров, были выброшены во двор и сожжены.  В главной конторе совхоза поместили  армейский штаб.

В железнодорожной посадке, автогараже и конюшне разместили склады  боеприпасов. От станции Мирская в сторону Тихорецкой вдоль основного полотна было проложено полтора километра рельсов для  (слайд 11)

подвоза боеприпасов. Ежедневно сюда сгоняли     местное население, которое работало под присмотром полицаев.

В начале января  1943 года  фронт с юга приближался  и к Кропоткинскому району.

Чувствуя, что им придется отступать, немцы заминировали несколько зданий нашего поселка.  Но двоим жителям поселка Мирского- Паженцеву Николаю- грузчику заготзерно и Лешке, по кличке Махно, удалось перерезать провода и предотвратить взрывы.

                   Вы видите  фотографии участников Великой Отечественной войны, которым посчастливилось вернуться живыми. В 1993 году все участники боев за освобождение Кубани были награждены почетным знаком «50 лет освобождения Краснодарского края от фашистских  (слайд 12)

 захватчиков.

         Большое мужество проявили наши земляки на разных фронтах войны.
За период войны  в армию были призваны 714  жителей нашего поселка. Их служба была по достоинству оценена орденами, медалями. Некоторые из них вы видите на экспозиции. (разглядывают экспозицию музея)

         Но вот об одной награде хотелось бы сегодня вам рассказать более подробно.

Высокого звания Героя Советского Союза был удостоен  наш с вами земляк-  Самодеев Иван Андреевич.     (слайд 13)

         Шел 1944 год. Развернулись ожесточенные бои за освобождение советской Прибалтики. Отряду бронемашин было приказано идти на освобождение города Елвага. Одну из бронемашин вёл Иван Самодеев. У небольшого городка Ионишкис, преодолев ожесточенное сопротивление врага, отряд продолжал двигаться к намеченной цели. Бронемашина  Самодеева  сковала значительные силы противника и помогла нашим войскам освободить город Елвага. За этот бой 29 июня 1944 года Ивану Андреевичу Самодееву и была вручена Золотая Звезда героя.

         Дудкина Валентина Викторовна, долгое время работавшая в нашей школе учителем русского языка и литературы, написала свое стихотворение Герою- земляку:

(читает ученик):

В нашем поселке спросите:

Где Самодеев живет?

Каждый мальчишка покажет,

Каждый во двор поведет.

Встретит герой вас приветливо,

Ласково руку пожмет.

Только ладонь неприметно

К сердцу, к груди поднесет.

Вот он, твой сын, Россия,

С снегом войны на висках,

С болью во взгляде синем,

С памятью верной в глазах.

В памяти- вечер осенний,

Сорок четвертый год

В памяти город литовский,

Жарко строчит пулемет,

Мчится вперед самоходка,

В море огня ныряет,

Липнет металл к подбородку.

Дымом глаза застилает.

Пусть на Кубани  просторы

Видит боец в дыму,

Мужественно и упорно он защищает Литву.

Не о себе, о Родине  думал он в том бою,

И по годам тем пройденным

Жизнь я ровняю свою.

Вот здесь вы видите, фотографию героя у знамени части после присвоения ему высокого звания, снимки военных и послевоенных лет.(рассматриваем альбом «Герой Советского Союза- Самодеев И.А.»)

         Ребята, обратите внимание на  этот стенд. Здесь вы видите фотографии учителей нашей школы- участников войны: Макаринский Степан Андреевич, Рудик Иван Александрович, Акименко Григорий Иванович.( слайд 14)

         После войны они, как и многие другие фронтовики,  вернулись к мирной жизни, начали заниматься  своим любимым делом, но об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

         А сейчас, ребята, внимательно всмотритесь в эти лица. Это лица людей, которые долгих 1418 дней и ночей бились эти люди за спасение народов мира от гитлеровской чумы и порабощения, за светлое будущее человечества. За то, чтобы мы с вами видели чистое голубое небо, спокойно спали, растили детей и внуков, радовались жизни.

Ветераны  всегда, несмотря на болезни, старые раны, возраст, встречались с детьми для того, чтобы рассказать о том, что война- явление жестокое и страшное. Пока существует на земле злоба, ненависть, будут происходить и войны, которые уносят жизни детей и взрослых.

К сожалению, все меньше остается на земле очевидцев тех страшных событий; все реже приходят к нам в гости ветераны войны,  все меньше остается людей, которые могут нас предостеречь от вражды друг к другу. Поэтому, разрешите еще раз от вашего имени, поблагодарить нашего гостя за интересный рассказ и пожелать ему крепкого здоровья.

А что вы хотели бы сказать Александру Григорьевичу?

(Пожелание детей здоровья, долгих лет жизни, приглашение на встречу).

Итак, ребята, подходит к концу наша с вами встреча. Какой след она оставила у вас?

Я узнал о том, что у нас есть земляк- Герой Советского Союза, Самодеев Иван Андреевич

Наш гость, Левченко Александр Григорьевич,  принимал участие в тяжелых боях за  нашу Кубань.

В нашей школе работали учителя, которые сражались в годы войны.

Я понял, что война- это страшная беда. Смерть, разруху, боль, тысячи искалеченных жизней, вот, что она оставляет после себя.

Хочется, чтобы вы, ребята, всегда помнили об этом. Чтобы помнили о том, что война- это порождение зла, насилия, зависти. Будьте терпимы друг к другу и умейте прощать.

В память о тех, кто погиб, в знак того, что вы  хотите жить в мире, поднимите, пожалуйста,  над головой чистый лист бумаги.

Итак,  с сегодняшнего дня мы начинаем жизнь с чистого листа, мы начинаем жить по- новому, в мире без насилия, злобы, агрессии. Оставим в прошлом все плохое и дружно скажем: Миру  -да,  войне- нет. (слайд 15)

     

 

       


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz